Почти двадцать лет назад Макар и «те» его друзья – малолетки – кутили. В Минске стояла ранняя весна. Компания насчитывала человек десять парней и девчонок.
Что значит кутили? Пили «плодово-выгодное» винцо, которое производилось из сухого яблочного порошка и продавалось по цене упаковки спичек. И в народе называлось просто: «чарнило», «бырло», «бэрло», «чарло» или ласковое «чарлик».
В разгар кутежа решили ехать на «канал». Так среди компанейских в те дни называлась «Слепянская водная система» или просто «Слепянка». И не речка, и не озеро, и не водохранилище – просто водичка, плескавшаяся у подножья строившейся Национальной библиотеки. Одним словом, «канал».
Лёд на канале сошёл только в центре, береговую линию ещё держал холодный белый панцирь, усыпанный чёрными и коричневыми точками песчинок, словно микроскопическими кратерами.
Веселились, пели песни, обнимались, глотали чарло и радовались наступающему весеннему теплу. Макар с Кузей ушли метров на триста вперёд компании и о чём-то усердно толковали. Кузя был старше Макара года на три.
Вдруг, не сговариваясь, Макар с Кузей решили погулять по льду. А что, здорово же. Дошли до полыньи, сотворённой метрах в пятидесяти от берега неизвестным рыбаком во время зимней рыбалки. Полынья сильно растаяла и в диаметре составляла метра полтора. Удовлетворяя пьяную удаль, Макар и Кузя встали по краям полыньи и принялись справлять нужду в самый её центр.
И в этот момент лёд под Кузей разделился на несколько небольших кусочков. Жёлто-зелёная ржавая вода лизнула шнурованные в колено стилы Кузи, и он – в говнодавах, косухе и чёрных солнечных очках – ушёл под воду. Ту самую воду, в которую два брата-акробата только что так отважно сливали переработанное чарнило, пахнущее их же почками. Такой вот чёрный юмор матери-природы.
Ушёл просто и беззвучно. Только руки взметнулись вверх, жалобно звякнув металлическими собачками на концах рукавов косухи. И слегка плюхнула невысокая, сантиметров в пятнадцать, волна. Всё.
В отдалении послышался смех компании.
Но через секунду Кузя вынырнул. В обмен на глоток воздуха вода забрала с собой солнечные очки. Было видно, что Кузя гребёт изо всех сил, но едва держится на поверхности, отхаркивая настырно лезущую в лёгкие воду.
Во всё это более чем краткое время Макар что-то пережил. Что-то с ним случилось. Мгновенно и с удивлением, как и полагается философу, он осознал, что ничего не чувствует.
Когда Макар смотрел, как ломается под Кузей лёд, как вода, не суетясь, заглатывает его с ног, он предположил, что должен бы испугаться, броситься к Кузе на помощь или кинуться прочь от полыньи. Должен бы кричать, звать, звонить, бегать, оглядываться. Да что угодно – но что-то делать и что-то испытывать: страх, трепет, азарт, ужас, стыд, тупость.
Но ничего не было. Более того, Макар осознал, что его беспокоит не то, что Кузя тонет под весом пудовых стилов и пропитанных ледяной водой вещей, а то, что именно в этот момент он – Макар – занят тем, что изучает свои ощущения, свою реакцию на происходящее. Он сейчас, как никогда, занят именно собой. Ему любопытно. И вот это-то его и тревожит, а не утопающий рядом лучший друг.
И ещё: Макара почему-то совершенно не заботит, что он стоит на краю той самой полыньи, лёд которой только что не выдержал вес Кузи – на полторы головы ниже и на килограмм двадцать легче Макара. Инстинкт самосохранения безмолвствовал. Время текло медленно. И Макар наблюдал. В основном за собой. У времени много состояний, но два из них существуют всегда одновременно: застывшее время мига, которое способно растянуть миг едва ли не до состояния вечности; и безумное время, превращающее всю вечность в краткий миг, жизнь человека в едва различимую для глаза вспышку, и то, если очень сильно замедлить сознание наблюдающего.
Кузю он видел как бы из глубины себя, словно в замедленной съёмке.
Вот с великим трудом, написанным у него на лице, Кузя подплывает к краю полыньи, выбрасывает обе руки вверх и вперёд, и всем корпусом, следом за руками, ложится на лёд. На краткий миг надежда осветила глаза Кузи. Но лёд побежал черными трещинами, хрустнул, и ржавая вода беззубыми старческими дёснами снова потащила несчастного вниз.
Макар видел, что Кузя ослаб, что он из последних сил борется за свою жизнь. Но Макар просто стоял на краю полыньи и смотрел, думая о том, как он будет рассказывать эту историю в компании, когда всё закончится. И параллельно каменел от ужаса, анализируя то, о чём он сейчас думает. Но каким бы ни казался этот ужас ужасным, ничего Макар не мог поделать ни с ним, ни с собой.
Основной поток думания протекал уже в будущем временном модусе. Фантазия живописала яркие образы Макара-повествователя, окружённого вниманием и любопытством слушателей. Он разглагольствует о том, как они с Кузей чуть не погибли, но Макар всё разрулил. Герой. Глаза девчонок наполнены восхищением и благодарными слезами, друзей – завистью. Кузя затерялся где-то на размазанном весеннем фоне. И он, Макар, – точка сборки драгоценной эссенции внимания и обожания всей компании. Он самый важный. Пчелома́тка.
И от этого наблюдения, от того, что сейчас видел он, глядя из второго мыслительного потока на бегущую киноленту образов первого мыслительного потока, в котором теперь безраздельно царствовала его собственная фантазия и благодарные глаза девиц, волосы на голове Макара пошли ходуном – э́то начинается с испуга. И всё-таки с места он не тронулся.
Кузя, уже явно из последних сил, с полным ртом воды, кое-как добарахтался до края полыньи, снова выбросил вверх руки, снова налёг корпусом на лёд, лёд снова хрустнул, и Кузя снова ушёл под воду.
Это был момент отчаяния. Макар понимал, что сил у Кузи не осталось, что ещё миг – и он под весом пропитанных водой вещей с закованными в стилы ногами уйдёт под ледяную воду, кроме прочего, грозящую переохлаждением.
– Помоги, – сказал Кузя, не глядя Макару в глаза. Сказал тихо, спокойно. Почти безэмоционально.
Макар до этого момента не думал о том, как именно может он помочь, хотя и знал, что надо всем телом лечь на лёд, чтобы распределить нагрузку. Лучше всего лечь подальше от полыньи и протянуть утопающему какой-то предмет – палку, ветку или, на худой конец, снять и бросить одним краем куртку. И когда утопающий ухватится, тащить на себя. Нельзя ни в коем случае тащить вверх, поскольку вес тянущего и тонущего сложится и шанс, что лёд проломится под тянущим, резко возрастёт. И тогда вода уволочёт обоих.
Но внутренний голос Макара сказал ему, что это нелепо – ложиться. Неловко, неудобно, да и компанейские засмеют, если увидят, как ты ложишься в жижу и слякоть, в которую только что сам же и отливал, – стыдно. Тащи так.
Этот абсурдный, даже скорее иррациональный стыд Макар также отметил про себя, как отметил и то, что стыдится теперь ещё и этого стыда. И что ситуация дошла уже до какого-то безумия, сумасшествия, болезни. Но тут же осознал, что победить эту иррациональность сейчас не сумеет, а времени у Кузи не осталось.
Не сходя с того места, на котором он простоял всё это время (около двадцати секунд), Макар тупо нагнулся и протянул Кузе руку, притом большим пальцем вверх – противопоставленным большим пальцем, как и положено Homo habilis. То есть так, как они здоровались при встрече, как крутые парни. Кузя сделал два-три усилия, подгрёб к Макару, вытянул руку вверх, и Макар просто потянул, пятясь назад.
Секунду спустя Кузя и Макар бежали к берегу и кричали окаменевшей на берегу компании, чтобы те разводили костёр:
– Скорее! Дрова! Собирайте дрова! Нужен огонь! Скорее!
Пока бежали, Макар думал о том, что тащил Кузю, стоя в полный рост практически на том самом месте, где Кузя, дважды попытавшись выбраться, оба раза проломил лёд своим сравнительно небольшим весом. Здравый смысл и логика подсказывали Макару, что их с Кузей суммарная масса и момент упора передней ноги в самый край полыньи, должны были гарантированно обеспечить им обоим эксклюзивную встречу с местным Посейдоном. Но этого не случилось. Вот они – бегут.
Макар также заметил, что совершенно не помнит эпизода от момента, когда Кузя ухватился за его руку, до того, как несостоявшийся утопленник оказался на поверхности льда, хотя это случилось всего несколько секунд назад. Просто вычеркнуто из памяти. Как такое могло произойти?
И внутри Макара что-то провернулось. На пол-оборота, на четверть ли, но провернулось. Точка зрения, позиция наблюдателя, место сознания внутри его «я» изменились. Помимо того, что он обнаружил в себе способность ясно и чётко наблюдать основной мыслительный поток из другого мыслительного потока, у него также сложилось впечатление, что присутствовал при всём этом действе кто-то ещё. Кто-то за пределами даже этих двух мыслительных потоков.
Кто-то как будто третий. И глазами этого «кто-то» Макар видел их – Кузю и себя – со стороны.
Возможно, этот кто-то являлся всё ещё самим Макаром, но где-то в третьем потоке, настолько разряжённом, что осознать себя в нём «Макаром» оказалось невозможно (по крайней мере, для Макара). Сколько вообще таких потоков? Сколько инструментов в оркестре? Впрочем, всё это больше смахивает на сумасшествие.
Однако Макара не покидало убеждение, воспоминание, память о том, что этот «кто-то ещё» видел всё от начала до конца, видел с высоты глазами Макара: белое пространство, в центре белого пространства – чёрный круг и два человека, проходящие обряд инициации. Каждый по-своему. Что пережил за эти двадцать секунд Кузя?
Так в жизни Макара состоялось одно из первых осознанных событий испуга, с которых начинается э́то, сопровождаемое озарениями, прозрениями, эпифаниями, меняющими раз за разом незначительные элементы восприятия и, как следствие, саму судьбу. Мир – не то, чем кажется.
Костёр развели быстро, быстро переодели Кузю во всё сухое. Каждый снял с себя по шмотке. Кузю растёрли, укутали, отогрели. Не без помощи его девушки, разумеется.
Затем прямо над костром часа за полтора высушили мокрую одежду. Назад ехали навеселе. Глушили чарло, обнимались, пели, шутили. Светило солнце.
До этого происшествия Макар и Кузя были лучшими друзьями. После происшествия общались только в компании. И постепенно дружба сошла на нет и вскоре закончилась навсегда.
– Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, – злорадно пробормотало растение в пустоту комнаты. – Вот и не люби людей после такого. Ведь сам теперь в этой полынье. А руки нет. Даже такой, как у тебя – тщедушной, мерзкой, самовлюблённой – никакой нет. А протянули бы, не стал бы, поди, брезгать. За любую бы ухватился. Ухватился бы, да так бы ухватился, что не отпустил бы, даже если бы на дно за собой утащил. Утопил бы другого, но не отпустил бы.
Потому и нет никого, потому что знаю, что не отпущу. Знаю, что потяну за собой, да и утоплю. Да откуда знаю-то? Потому что уже утащил не одного и не одну. Вот и не хочу больше топить. Не потому, что жалко, а потому что не хочется очередной грех на душу брать. Давят они слишком, грехи эти. Каждый – что твоя вязанка с камнями. Без неё медленно, больно, страшно, но прошёл бы десять километров, а с ней и трёх не пройти. Нет, не хочу ничьей руки. Слишком дорого платит и тот, кто её принимает, и тот, кто протягивает. Только за волосы, как Мюнхгаузен. Только хардкор.
Если подумать, провести параллель, то ведь и Обломова вот также утянули за протянутую потенциальным утопленникам руку. Заспанную, неуверенную, малохольную, но протянутую к ним, застывшую в жесте помощи. Нет, не так. Вектор силы нужно развернуть: давили всем своим «я – центр мироздания» весом на него. Даже когда сокрылся несчастный за семью печатями, когда забаррикадировался от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса, всё равно «помочь» хотели. Помогли. Только вот кому? Обломову ли? Или всё-таки кому-то ещё? Ведь всё равно как на ножку стула на него смотрели. В него упирались, садились всей своей гравитацией, в том числе и женатая Ольга. Да и самая его жёнка, Пшеницына, – свела в могилу, да от сына избавилась. Ну а в кого же ещё упереться? Не в Штольца же. Этому-то «помогать» не нужно. Он сам кому хочешь – даже сыну Обломова – «поможет». Вот уж кто забаррикадировался по-взрослому. К такому непрошенным в гости не нагрянешь. Это всё большие серьёзные ребята. Им не до шуток, не до сомнений с утопиями да Обломовками, не до деревенского сада со свободным входом. У них дороги хорошие. Прямые. С другой стороны, а куда без них? Да я тут при чём? С каких пор я стал прокурором под-над всем?
Макар отстранился.
– Не туда, – шелестело губами растение. – Не то. Заблуждение. Ошибка. Эмоциональная ошибка бессилия.
По стволу побежали искры, листва пошла мурашками. Макар глубоко вдохнул и попытался избавиться от «ошибки». Попытался перейти во «второй» мыслительный поток.
Перед внутренним взором побежала вереница образов. Обыкновенная мешанина: река, лёд, золотые призмы, белый пол, голые деревья, голоса, размазанные скоростью лица, комната, белая до пола простыня, одеяло, подушка, тучный мужик, солнце в окна, нервозность, недоверие, пыль, дышать трудно, зеркало до потолка, человек стоит перед сидящим на диване, усы – обувная щётка, полдень, жуткий невыносимый полдень, стол, еда, чернила, человек, сидящий в кресле, пирожок с черникой, человек, сидящий на диване, молоко в чашке, сок черники оставил очередную кляксу на белой скатерти, тепло, человек, сидящий в кресле, ночь, руки на подлокотниках, босые ноги на паркете, тишина, тишина, человек в кресле, спина, плечи, шея, голова, над головой человека – дикая карусель цветных кадров.
Человек молчит. Человек устал. Человек несчастен. Человек дышит. Слабо. Человек ищет не там. Не на то смотрит. Человек смотрит внутрь, а нужно наружу. Потому чувствует человек не то, что должен он чувствовать. Или то? Или туда смотрит? Человек сомневается. Но крутит карусель. Быстрее. Быстрее. Быстрее. Человек увлечён. Человек вот-вот что-то поймёт. Вот-вот ухватит. Истина! Предвкушение! Азарт! Карусель отклоняется от оси вращения то выше, то ниже, то влево, то вправо – юла на острой ножке. Ответа нет. Из карусели не достать ответа. Только скорость. Только иллюзии. Ералаш. Крошево. Месиво. Быстрее!
Вдруг карусель замирает, парит в невесомости, висит на застывшем кадре. Всё остановилось и плывёт. Чей-то взгляд. Нет, не взгляд. Кто-то зна́ет того, кто смотрит на человека в кресле с каруселью над головой. Кто-то ещё участвует. Кто-то ещё зна́ет.
«Резонанс, – думает Макар. – Карусель на самом деле не замерла, не попала в невесомость, но все плоскости её вращения вошли в резонанс. Она вращается очень быстро, потому кажется, что стоит на месте. Внутри стоп-кадра – движение».
Макар видит какие-то чёрные щупальца, протянутые к человеку в кресле. Видит что-то, пытающееся проникнуть в его шею сзади. Что-то прозрачное – искажение, мираж. Но вдруг раздаётся музыка, и щупальца распадаются прямо на глазах, только чешуйки пепла повисают в пространстве.
Музыка повсюду. Она полностью заполняет комнату, но продолжает прибывать. Пространство комнаты не способно вместить столько музыки, а она всё прибывает и прибывает. Музыке некуда деться: больше нет незаполненного музыкой места, и ей остаётся только одно – проникнуть в самую суть сознания Макара, в самый центр осей координат его сознания. Каждая нота резонирует, меняет амплитуды, создаёт из прямых сознания синусоиды и косинусоиды, образует ранее не существовавшие периоды волн. Музыки так много, невозможно много. Сознание Макара не способно отреагировать на такой избыток музыки. У сознания Макара недостаточно собственных волн, чтобы объять каждую звучащую ноту. Для этого не хватило бы десяти миллиардов сознаний Макара. И музыка постепенно превращается в какофонию. Музыка давит, больно. И вслед за музыкой мысли Макара тоже превращаются в какофонию. Макар больше не слышит мыслей, не слышит своего «я». Макар – распадается.
Что-то жутко пищит, одна высокая пагубная нота, острая и прочная, как шило.
– Я тебя достану! – кричит кто-то злобно из несуществующей глубины, из колодца в центре какофонии, но настолько громко, что к Макару возвращаются мысли. – Я всех вас достану! Я всех вас порешу! Одного за другим. И ты следующий. Не будешь ты жить ни здесь, ни там. Тебе…
– Уйди, – говорит Макар. – Умолкни.
– Пошёл ты на… – срываясь, орёт кто-то с кошачьим глазом и умолкает.
На Макара надвигается изображение из стоп-кадра. Постепенно обволакивает его зрение, проникает в слух, заменяет всего Макара собой. Макар становится видением и наблюдает за происходящим из любой точки, слышит из любого места в видении, он всегда зна́ет, что происходит.
Где-то вдалеке слышен гул. Он нарастает и постепенно приближается. Обретает выразительное и отчётливое звучание. Похоже на автомобиль.
По этой дороге уже несколько месяцев не ездят автомобили. Асфальт усыпан листвой, веточками, сучками, желудями, каштанами и покрыт пылью. В лесу по обеим сторонам дороги – непрекращающиеся крики птиц и диких животных. Даже какие-то обезьяны, которых в этих лесах отродясь не было, снуют в лиственных кронах, точно радиоактивные блохи-переростки.
Гул шин и рычание двигателя приближаются. Это небольшой внедорожник, грязный, местами битый, исцарапанный; на лобовом стекле – паутина трещин. Вслед за автомобилем тянется шлейф поднятой с дороги пыли, листвы и хрустящих веток.
Внутри внедорожника трое: мужчина, женщина и девочка лет пяти.
Мужчина находится за рулём, женщина – на пассажирском сиденье. Девочка лежит на заднем сиденье на спине так, что её прямая правая рука касается грязного ковролина трансмиссионного тоннеля, а глаза изучают провисшую обивку крыши.
Мужчина напряжён. В салон из багажника проникает слабый запах бензина, бултыхающегося сзади в зелёных металлических канистрах. Мужчина вцепился в руль, но сосредоточен не на дороге, а на собственных тяжёлых мыслях. Его напряжение уже полностью заполнило салон автомобиля, как и запах бензина из багажника. Девушка на пассажирском сиденье, жена водителя, смирилась, приняла всё как есть и практически не переживает: никуда и ни на что особенно не смотрит, её веки прикрыты, уголки губ слегка приподняты. Она выглядит умиротворённой. Можно было бы даже сказать счастливой, если бы не болезненная бледность её молодой кожи.
Девушка прямо сейчас любит мир. По крайней мере, то, что от него осталось – тот вид, то его состояние, в котором мир теперь пребывает. Любит этот лес, этих обезьян, их чистые высокие голоса, почти соловьиные – если бы не интонации безумия. Любит одичавшую лесную дорогу, любит слабый небесный свет, монотонный и глянцево-серый из-за неподвижных облаков. Любит сладковатый привкус нового воздуха.
Она любит мужа, этого несчастного человека, которому так нужны теперь спокойствие и твёрдость, которого необходимо жалеть изо всех сил – иначе он не выдержит. Она любит свою дочку, такую беззаботную и радостную, удивляющуюся всему и всегда, поющую и играющую даже в бессолнечном теперешнем сумраке, вечно сующую свои молочные пальчики куда не следует, ковыряющую ими то землю, то кору деревьев, то снег, то ковролин автомобиля, то обивку сидений, то дырочки в колготках и сандаликах.
Девочка, лёжа на заднем сиденье и глядя в потолок, пытается вспомнить всех, с кем когда-либо здоровалась. Ей кажется очень важным здороваться со всеми, кого они встречают, чтобы никого не обидеть.
Последний раз, когда ещё было много людей, она здоровалась в магазине. Мама держала её за руку и, пока они ходили между рядов, Анюта говорила: «Здравствуйте!» и пыталась запомнить лицо, одежду, рост, цвет волос, пакеты и сумки, чтобы не здороваться дважды, чтобы не отвлекать второй раз взрослых от покупок. Взрослые всегда улыбались и здоровались в ответ. Почему-то мама не здоровалась вместе с ней, но тоже всегда улыбалась.
Её радовало, что все так приветливы к Анюте. И Анюта радовалась за маму. И за других людей. Все такие хорошие.
Теперь они взрослых почти не видели. Последним, с кем Анюта здоровалась, был дядя Коля, который помогал папе сливать бензин с чужих машин, брошенных где попало. Дядя Коля не поехал с ними в Сибирь. Папа сказал, что он поехал на юг.
Что такое этот юг? Слово «Сибирь» Анюте нравится больше, чем «юг». Потому она считала, что дядя Коля зря поехал на юг. Ничего там интересного нет. А вот в Сибири – Си-бир-р-рь – там что-то должно быть, столько тайны в этом слове, столько железного звона, столько стойкости, звериного рыка. Это не какой-то «юг», почти что «ох» – выдох и только. А Сибир-р-рь – все тигры знают это слово. Скорее всего, они его и изобрели. Как будто что-то могучее просится из этого слова наружу. Да, мама это здорово придумала, про Сибирь.
Уже в Сибири они пересядут на чёрную «Волгу». Наконец-то увидят солнце. Будет блестеть грязь на размытых дождями просёлочных дорогах. Тут и там будут встречаться люди. Немного, но больше, чем в городах.
В конце концов они найдут бункер. Дед Петро, сидящий на скамеечке у входа в бункер, подтвердит им, что они приехали верно.
И не успеют они спуститься по узкой металлической лестнице до первого подземного пролёта, как в полумраке раздастся голос Анюты:
– Здравствуйте! – и затем ещё раз, и ещё: – Добрый день! Здравствуйте!
– Привет, – услышал собственный голос Макар, и последний звук голоса Анюты мгновенно разлился белым светом без единого пятнышка во всё внутреннее зрение Макара. И, испугавшись, он открыл глаза.
Темнота комнаты поразила Макара – он как будто выпрыгнул из света в эту темноту, немую и плотную. В воду. В полынью.
© Aldebaran 2025.
© Новиков Артур.