Альдебаран журнал о литературе

Коля разбил стакан

Роман Бескровный

Рассказ
Соседский пацан — слепой, как пень, зато на слух умеет угадать, пьян Коля, или нет. По стуку протеза. Коля защемил ногу винтовым шнеком, когда проталкивал цемент из завальной ямы. Её отрезали. Лет пять уже. Коля от этого ощутил себя неисправным, изменился личностью и с того раза не имеет к жизни требований, а только пьёт, стучит протезом по своей комнате и кидает об стену предметы. А раньше был надёжным человеком.

Перед ампутацией нога была чёрная. Правда, пацан этот не знает, что такое чёрная нога. Для него отсутствует цвет. Ну, слепой. Он не верит в зрение. Например, солнце. Облака. Самолёт ещё ладно, самолёт он слышит, и готов довериться в том, что гул — это летающая громадина. Ногу он может, скажем, потрогать, но чернота наощупь не определяется, а на слово верить он не хочет. Коля живёт слева от пацана.

С другой стороны от него живёт бабка, которая сидит в кресле и поднимается только по делу, а остальное время не двигается. Непонятно, больна она какой-нибудь частью тела или просто по старости упала в маразм, но, в общем, она почти статична.

В следующей комнате живёт заплаканная женщина. С ней всё ясно — она плачет, когда Коля напивается. Всегда встречает Колю в коридоре, готовая заплакать, и сжимает в руке какой-нибудь предмет, чтобы кинуть им в Колю, если он пьяный. Входит, например, Коля, а она держит яйцо, истеричка. Если Коля пьяный, в него летит эта не родившаяся птичка. Коля привычно жмурит глаза и принимает хрупкую вещь поверхностью лица. С Коли течёт, женщина в плач, в коридоре беспорядок.

Парнишка воспитан лучше, он не судит Колю. Он спокойно сносит его пьянство и даже проявляет к нему интерес — пьяный Коля разговорчивее. К пьяному Коле пацан заходит на общение. Среди различных обсуждений чаще всего бывает спор про зрение. Считается, что к любому предмету всегда относится какой-нибудь цвет, парню любопытно — это как? Он подробно щупал ноги и руки пьяного Коли, но не мог поверить что его пальцы недополучают какое-то сведение.

Вроде как, цвет поступает к человеку через глаза. Он щупал и глаза. Дождался, когда Коля сильно напьётся и не окажет сопротивления, и щупал глаза. Пришёл к выводу, что глазами невозможно ничего уловить. Вот звук влетает в уши, пытается разобраться пацан, так ведь ухо имеет отверстие. А глаза — органы сплошные, без дыр. Получить представление о форме можно, щупая её пальцами, это понятно. Пацан тянет руки вперёд и упирает их в предмет. Например, в Колю. Всё ясно. В этом месте пространство занято Колей. И, ощупав его полностью, он может понять, как он очерчен и как расположен. А про глаза непонятно.

Коля сказал, что цвет — как температура. Сказал, что кожей чувствуется тепло, например, костра или солнца, на расстоянии. Парень вначале обрадовался такой ясности, но быстро понял, что чувствует только температуру того, чего коснулся. Костёр нагрел воздух, а воздух уже согревает кожу. Прикосновением. Цвет же заключён только в предмете и не распространяется в воздух, а моментально оказывается в голове человека. Слепой пацан совсем поник: он решил, что все убедили себя в какой-то ерунде. Или, вообще, окружающие сговорились ему врать.

Коле, когда пацан щупал его лицо холодными пальцами, в пьяном бреду казалось, что по нему бегают мыши. Вспомнил, как заплаканная отодвинула однажды фанерку и показала дыру в стене, а там мыши копошились. Сказала, что это эльфы. И вот когда пацан тыкал пальцем в глаз, Коля был уверен, что это на нём вертится такое серое существо.

Неподвижная бабка после того случая стала чаще вставать, подолгу стояла у дырки с мышами и ругалась на женщину вполголоса. Оказалось, бабка эта — опасное сверхъестественное существо и что у неё по шесть пальцев на каждой руке, и каждый палец шевелится по-своему и имеет свое имя. Своей целью она имела поставить всех в квартире в сложное положение. На Колю она действовала через плач женщины, а на женщину — пьянством Коли. А пацану сверхъестественным способом передавала на расстоянии неверие в зрение, что не позволяло ему прозреть и закрывало для него радость. Такие у неё были потребности.

Она часто устраивала досадные недоразумения, подрывающие покой квартиры. Подговорила, например, жильцов пропеть Коле на день рождения вместо "С днём рождения тебя" "Ты нам должен себя". Коля тогда молча проковылял по своим делам на кухню, и как-то быстро там напился, даже не включив свет. Нервно стучал протезом. Это понятно, день рождения.

Пьянство основательно проникло в Колину жизнь и пропитало её. Алкоголь улучшил Колю, как улучшает любого человека. Вначале Коля пил, чтоб заменить ногу, потом заметил, что алкоголь вообще решает многие проблемы. Заплаканная говорит, что это бегство от реальности, но она бесчувственный человек. Нормальное существо понимает, что Коля, наоборот, этим подходит к реальности ближе. Пьяная голова лучше различает реальность, чем когда она трезво меряет вещи и людей. Пьяный к себе снисходителен, слушается больше своих желаний, чем разума. А желания же ближе к реальности, чем разум. В пьяном больше чувств, чем размышления. В пьяном образуется душа.

Напившись, Коля любит кидать об стену предметы. Это у него вроде развлечения. От этого парень хорошо знает обстановку Колиной комнаты. Слух и без того отлично щупает пространство сквозь стены, а Коля ещё время от времени напоминает ему о расположении той или иной мебели брошенной вещью. Вещь сталкивается со стеной или мебелью, чертит звуковой ореол, который через секунду пропадает. Пацан запоминает место, в котором был звук, и безошибочно составляет в голове Колин интерьер.

Что касается женщины этой, то потребовались целые годы алкоголя, прежде чем она обнажила свою плачущую суть. Такой был день с мокрым снегом, и Коля пошёл, взял крепкого пива. Выпив, заметно улучшился, стал тоньше видеть, глубже чувствовать, многое стало заметнее. В этом состоянии повышенной осознанности он увидел, что в ней сгруппировано что-то нехорошее, и объяснил ей, что она некачественный человек, а она заплакала сильно и успокоилась только ночью.

Когда она уснула, пиво кончилось, а Коля, остро чувствуя необходимость стать ещё немного лучше, попёрся на кухню. Тайно, чтоб не разбудить заснувшую женщину, искал алкоголь. Полез в сервант, шуршал тихонько в каких-то пакетах — ничего. Начал взглядом обводить кухню. Смотрит — стоит в изящной бутылке бальзам сорокаградусный. Он слил из банок в стакан остатки пива и долил до краёв бальзамом, и получил целый стакан крепкого алкоголя странного вкуса. Пил на балконе, смотря глазами за МКАД, слушая далёкий поезд. Коля решил, что утро в пьяном виде — это лучшее время суток, а потому решил, что будет пить всегда.

Он понимал, что женщина теперь будет каждый раз плакать, но это не выглядело причиной отказаться от алкоголя. Наоборот, перед Колей возникли причины, по которым можно больше употреблять алкоголь. И это были умные и интересные причины.

Проснулся соседский пацан. Он по звукам понял, что Коля пьяный и зашёл тихонько к нему на балкон — беседовать про глаза. Делился новой мыслью, что зрячим требуется обсуждение увиденного. Такое его суждение было связано, например, с тем, что "зрячие" больше удовольствия извлекают из совместного просмотра фильма, чем от одиночного. Они обсуждают увиденное по мере просмотра и так умножают свой восторг. С остальным так же. Многое из виденного они обговаривают, поправляют друг друга и в конце договариваются о том, что увидели. Зрения никакого нет. Коля не спорил. Он ушел с балкона, неряшливо упал поперёк кровати и захрапел перегаром. А парень ушёл в свою комнату размышлять.

*

Коля разбил стакан. Это так получилось — пацан только присел и задумался, и тут Коля разбил стакан в своей комнате. Неожиданно вышло, парнишка вздрогнул. Подумал сначала, что его жизненный путь подошёл к концу. А это Коля проснулся на секунду, и его разозлила пустота в стакане. Стакан, повинуясь физике, разбился и очертил звуковое пятно на стене. Но в этот раз оно не пропало.

Оно удерживалось и даже набирало отчётливость в своём звучании. Звук становился каким-то незнакомым и не утихал. Наоборот, стал покрываться подробностями. Сквозь основной равномерный звук пошли повторяющиеся короткие звуковые сигналы, за ними прибавились продолжительные тонкие звуки. Удивлённый пацан встал проверить подлинность явления, подошёл к звуку. Звук расширялся по стене, как если бы мельчайшие стёкла от разбитого стакана ползли от места удара во все стороны, увеличивая радиус обозначенной звуком поверхности. Это был такой необычный звук, что можно было его потрогать. Слепой пацан протянул палец и прикоснулся к короткому сигналу, одному из тех, что равномерно шли на фоне основного гула. Ткнул его. Пацан заметил, что необычный звук обёртывает его палец и всю руку и вообще всё. Вся комната звучала всеми своими вещами и деталями. Не смолкала и изобиловала. Парень сел прямо на пол и стал жадно изучать открывшееся измерение. Так вот что такое зрение. Это просто улучшенный слух.

За окном тоже всё было слышно далеко и подробно, повсюду были невероятные вещи. И облака, и солнце, и даже летел в небе самолёт. Интересна и свежа была каждая мелочь.

Соседская бабка почувствовала перемену и недовольно закряхтела. Пацан выбежал из квартиры. С новым слухом он так точно слышал окружающее, что можно было передвигаться очень быстро и даже бежать.

*

Набегавшись, ближе к ночи, пацан вернулся в дом. Коля стучал протезом, женщина тихо рыдала у себя в комнате, бабка беспокойно шлялась по квартире. Пацан лёг на кровать и хотел уснуть, но было сложно: мешал новый, улучшенный слух. И тут Коля разбил ещё стакан. Пацан вздрогнул, сел в постели и выхватил слухом стакан. Он звучал намного подробнее, чем даже в прошлый раз. Пацан слышал так много всего в нём, что с трудом сообразил, что его слух вышел ещё на один уровень. На этот раз был подробно слышен не только стакан, но и Коля, разозлённый отсутствием выпивки, и самолёт, и облака, и бабка, и женский плач. Это было слышно как бы с изнанки зрения, которое, на самом деле, просто развитый слух. И вот пацан оглянулся, а перед ним лежит совсем новый мир. Новый совсем.

Он увидел необычные вещи. Только для него эти вещи не были такими уж необычными, с новым мощным слухом многое стало понятно. Каждая вещь в мире, оказалось, обладает дополнительным сведением, которое незаметно, если не имеешь такого развитого слуха. Понятно, например, стало, что старухи в этой квартире две. Про квартиру стало ясно, что она имеет тайные комнаты, которые тоже не заметны простыми чувствами. Через эти комнаты старухи и наносят свой вред. Одна каждое утро ползёт по этим комнатам к пацану. Подкрадывается, пока он спит, и поправляет одеяло так, чтоб оно заходило на лицо. У каждого слепого по пробуждению имеется повышенный шанс прозреть, потому что мир вокруг может возникнуть раньше слепоты. А тут старухины действия, сочетаясь с накрывающим эффектом одеяла, блокируют эту возможность. Другая старуха в это время остаётся в своей комнате и удерживает неподвижную репутацию. Самое интересное — про мышей. Они увиделись маленькими мальчиками в весёлых шапочках. Самое главное для них, как оказалось, это женские слёзы. Вокруг них суетилась вся их некрупная жизнь. Через них старухи действовали на женщину. Вот какая была механика у этой квартиры.

Многие особенности мира, которые парень не учитывал раньше, по простоте своих ощущений, вышли теперь к его вниманию. Удивлённый парнишка сидел, утонув в размышлении, и наблюдал, как ему через звук объясняется окружающая жизнь.

И опять стакан разбил Коля. И парень опять увидел стакан с совсем иной, новой стороны. И с этой стороны он уже был не стакан, а нечто, влияющее на Колю так, чтоб он его, стакан, бил об стену. Только пацан начал любоваться ещё одним миром, как вдруг, ну, что ты будешь делать, Коля опять бьёт стакан. И опять иное измерение, опять красота и свежесть, и радость выплеснуться в новое пространство. Стакан в этом пространстве значительно важнее Коли. Откуда у Коли столько стаканов? Опять стена, и звон, и плеск, и много того, что пацан не мог бы объяснить, как раньше он себе не мог про зрение. Тут уже стакан вообще главный и важнейший элемент. Откуда у Коли такой стакан? Опять он разбит. И вот стакан уверенно занимает центр всего, вообще. В конце концов, оказалось, что вся жизнь прилеплена к чувству разбитого стакана. Она лишь пупырышек на этом чувстве.

Чувство стакана не поддаётся описанию, оно сбрасывает с себя слова и смыслы. Про него можно сказать только одно — это чувство является больше движением, чем ощущением. И, если рассмотреть это движение в быту, то это бросок стакана в стену. Это движение оказалось спасительным, через него пацан вышел на радостную жизнь — не интересовался больше Колей, бабки для него стали безвредны, а женщину он и совсем забыл, как лишнюю для него фигуру.

© Роман Бескровный
© Aldebaran 2021