Лезвие в пластмассовом футляре. Купил в хозяйственной лавочке. Плохо, что рукоятка гладкая. Может выскользнуть из руки. Поэтому нужно сжимать крепко. Очень крепко.
Мы с Руби часто гуляем в этом парке. С левой стороны здесь ответвление от главной аллеи — с редкими лавочками — аллея влюблённых. Влюблённые на них в основном двух типов. Удручённые, любящие друг друга любовью утешения и обнимающие друг друга с таким видом, будто только что умер их общий родственник. И экзальтированные — те, которые прыгают и смеются по поводу и без оного, производя впечатление несколько бессмысленное. Мы с Руби, пожалуй, соединяем в себе оба этих типа.
А с другой стороны идёт живописная аллея — так мы её называем. Старинные дубы, клёны — с огромными кронами. Осенью просто другая планета. Там есть неприметная тропинка — простая, истоптанная, старая, осенью занесенная яркой листвой. Она уходит в глубину насаждений, виляет между кустарником и приводит, наконец, к одинокой скамейке под скудной сенью орешника. Порой на ней бывают люди — но очень редко. Однажды был даже футляр от фотоаппарата. Но обычно она пуста, эта одинокая скамейка. Мы любим сидеть на ней. Засовывать холодные осенние руки в теплоту карманов. Молчать или говорить о чём-нибудь. Читать одновременно две одинаковые книги. Руби обычно обгоняет меня и мы обсуждаем только до того места, куда добрался я. А иногда читаем разные и делимся впечатлениями, если они есть. Слушаем музыку — кто какую хочет. Сидя на этой скамье, да и вообще — на людях, мы редко касаемся друг друга просто так. В каждом прикосновении — чувство, поэтому мы осторожны. Мы сидим на скамейке отдельно — просто рядом, но её голова не лежит на моем плече, и я не держу её за руку. Лишь иногда я касаюсь её, порой мимолётно — и она отвечает мне. И потом она снова рядом. Просто рядом. Не близко. Это ожидание томительно. Мучительно. Нестерпимо. И когда мы возвращаемся домой, нас уже не остановить.
Если он обойдёт фонтан слева, то у меня всё получится. Если справа, то у меня всё получится с небольшими трудностями. Вот так я гадаю на людях. Или на фонтанах. Я везунчик. А что если написать книгу о везучих утопленниках? Один человек выиграл в лотерею, после того как утонул. У другого сыграла ставка на вторую лошадь в седьмом забеге. Правда, в него уже отложили икру. Третий находился в скорой помощи и чудом избежал автомобильной аварии, после того как утонул. Ты такой ангелочек, Пермоллой.
Сейчас опущу руку в воду и с растопыренными пальцами буду быстро вести ею под водой. Кажется, будто у тебя в руке женская грудь. А ещё можно надуть полиэтиленовый пакет. И тоже будет похоже. Я так думаю. Я никогда не держал в руке женской груди.
Вот бы стать каплей воды и проделать весь путь по какой-нибудь большой реке. От самого истока. А в конце упасть с водопада.
Иногда я хожу в самом сумрачном месте парка и оглядываю упавшие на железный забор деревья. И думаю. При каких обстоятельствах они упали. Были ли жертвы. Было ли очень шумно или всё-таки не очень.
Нет ничего хуже, чем гулять по парку и говорить о работе. Сказать двум этим девушкам впереди? Что они ответят? Посмотрят как на дурачка и испугаются. Однажды я попытался познакомиться в парке с девушкой, а она от меня убежала, будто я маньяк, прокажённый и зомби одновременно. А о чем ещё говорить? Чтобы действительно о чём-то говорить, нужно разбираться в этом. И по сути единственное, в чем мы более или менее разбираемся — это работа. Во всём остальном мы обыватели. А общение обывателей сводится к трём вещам: пересказам, сравнению интересов и выяснению терминологии.
Толстый мальчик на скрипучем велосипеде. Сын повара? Поварёнок. Нарост гриба на этой березе напоминает голову льва. Очень похоже. А в другом месте парка есть дерево, на котором лишайник с южной стороны как зелёный — из сказки — водопад. Слепой с белой палочкой. На фоне чёрных ворон. Люблю осенью посмотреть и послушать ворон в парке. В этом чувствуется какая-то жизнь. Движение.
Какой тонкий голосок у правой — как у самой нижней струны. Женские голоса. Я делю их на беспомощные, уверенные, за ними следуют претенциозные, за ними хамские — пожалуй, их можно расположить в порядке возрастания тональности, как ноты. Но есть и особые голоса, размещённые на нотном листе в специальном месте. Сексуальный, вульгарный — легко спутать с хамским. Покорный и рядом с ним смиренный. В чём разница, спросишь ты? Это плохо, что ты спрашиваешь, но раз уж спросила — ладно. Голос смиренный принадлежит людям смиренным, смирившимся, согласным со своей судьбой. Покорный же голос указывает человеку проницательному, что в характере кроме покорности есть ещё до времени скрытые — непокорность, несогласие, бунтарство. И не нужно думать, будто все эти слова являются антонимами к слову смиренный. К нему они подходят так же, как ёлочная гирлянда к фраку. Если ты носишь фрак и елочную гирлянду и шапку с помпоном, то я тебя уважаю и с тобой не спорю. Мне кажется, у тебя покорный голос. Уверенный и покорный. Неплохое сочетание для девушки.
Папа, мама я — велосипедная семья. Мать, отец и дочь отдыхают на скамейке. Велосипеды отдыхают рядом. А на соседней скамейке два старика о чем-то беседуют. С достоинством. Вернее один говорит, а другой слушает. Хорошее умение — слушать с достоинством. Я смотрел на них — они были старше меня, и мне было приятно, что я молод и ещё не сделал в жизни тех поворотных ошибок, которые сделали они — и которые делаем мы все, и о которых потом жалеем. Впрочем, может быть, я уже их сделал?
Беременная девушка и её полноватый парень с одинаковой забавной, немного коровьей походкой. Выгуливают собаку. Радостный золотистый ретривер.
Две девочки звонко перебрасываются большой сосновой шишкой. «Лови. Ловлю — теперь ты лови». Одна с кудряшками, другая с косичками.
— Вдохни, какой воздух! — и по-детски восторженно и театрально, обозревая мир рукой: — Это же великолепно!
Футбольные площадки нужно обсаживать высокими деревьями. Чтобы можно было играть в обеденный солнцепёк. Иногда такое бывает, что мяч вылетает за пределы площадки. Тогда будет больше шансов, что мяч не улетит далеко.
Кто вы, толстопузы? Зачем вы привели её? Это она? Вы меня не обманете. Это она! Я знаю. Чёрная. Кучерявая. Длинные уши. Бежит прямо на меня. Нет! Сейчас кинется. Вцепится в горло. Сейчас.
Я закрыл лицо руками. Её оскаленная пасть была перед моими глазами. Не знаю, что было потом. Она исчезла. Это была она. Точно. Снова преследует меня. Зачем они привели её? Идут. Оглядываются на меня. Куда она исчезла? Прыгнула на меня и исчезла. Во мне? Это был её призрак. Она же умерла. Я сам видел. Сколько раз я видел это. Призрак. Он везде. В каждой вещи. В каждом существе. Следует за мной. Сзади? Нет. Призраков не бывает. Это была она. Она не умерла. А как же ангелы и демоны? Они же призраки. Нужно быть собраннее и осторожнее. У них другая собака. Сейчас. Но была та. Чёрная. Ушастая. Но я же не виноват. Не виноват. Я просто спросил. Что это? Я же не рулил! Что ты хочешь от меня?! Ведь давным-давно ты цапнула меня за палец. Помнишь? Так что мы в расчёте!
Надоела жвачка. Куда-нибудь выбросить. Ни одной урны. Мусорить не хочется. А что если жвачки нужно выкидывать только в урны? Вдруг это повлияет на твою судьбу, карму — сделает её хуже. Одна брошенная в траву жвачка станет на весах Всевышнего той последней каплей, которая не позволит тебе попасть в рай. Ведь никогда не знаешь своего счёта в божественной канцелярии. Эта неопределённость отягощает. Жевать невозможно — выплюну в руку.
Я нёс жвачку в руке. Он шел передо мной. Лысина отливала на солнце. Он поднял руку, погладил то место, где раньше были волосы, и, кажется, мимолётным движением понюхал ладонь. Было так тошно от возможности испортить судьбу, от ощущения во рту — когда пережуёшь. Эта лысина показалась мне созданной для этой жвачки. И в мареве мыслей я медленно прилепил её ему на голову. Сразу же, как всегда, раскаялся. Мысленно обнял его и поцеловал — в лысину же. Обогнав незнакомца, я выбросил жвачку в урну. Рай был всё ближе.
Не опаздываю ли я? Хотелось бы увидеть, как он выходит из поезда, как смотрит по сторонам, на часы, как движется. Тяга к кинематографичности.
Подъехал тогль-тен. Побежал. Боится не успеть. Трамваи. Любимчики фотографов и художников. Особенно импрессионистов. Люблю, когда размыто. Никаких изъянов. Можешь вообразить что хочешь. Люблю вглядываться в призрачные скелетные лица людей на картинах импрессионистов. Находить там лица рыб или куриц. Рассматривать личинку бабочки в намазанном пальцем солнце. Картины импрессионистов нужно рассматривать вплотную. Лица людей из двух штрихов. Руки и ноги как палки. Додумывать им части лица и тела, которые художник оставил на наше усмотрение. Сочинять этим людям истории. Представлять, как они выглядят на самом деле. Издалека в них нет ничего особенного. А ещё можно подходить и отходить. Подходить и отходить, проявляя людей и исчезая их. Красные пятна вместо лиц. А в Руанском соборе проявляется лицо из крика Мунка. Если встать в одном метре от картины. И лысый полез. Какие же это разные люди. Лысый и бритый.
На этом трамвае я успеваю. Если бы на следующем, то пришлось бы успевать. Нужно проехать семь остановок. Семь остановок — как звучит. Семь раз остановиться — для чего? Подумать? Семь раз подумать, один раз сделать? Или, может быть, восьмой раз тоже подумать — думать же интереснее, чем делать. Зачем тратить этот раз на действие, если можно потратить его на мысль.
Лязг колёс в повороте — от него не избавиться. Если машина времени существует, то это трамвай. Без водителя, конечно, немного не то, но всё-таки — атмосфера. Пешеходы спешат из окна в окно. Парень покупает маковую плюшку в передвижной лавочке. Тёплый хлеб — незабываемый запах. Все прохожие чувствуют — поглядывают, оборачиваются. Кажется, я тоже чувствую.
У собак настолько острый нюх, что они чувствуют не запах хлеба, а запахи его составляющих и оттого не могут в полной мере насладиться запахом собственно хлеба. Совершенство несовершенно. Счастье не в совершенстве. Счастье в несовершенстве. В несовершенстве быть собакой. И раскладывать мелодию запаха на ноты. На множители. В ряд Тейлора. Восхитимся же и воздадим хвалу собачьему носу — самому совершенному из всех носов. Тэвери всё ближе.
Мужчина с аэродинамическим лбом. Может быть, он брат или отец девушки с аэродинамическим лицом. Они могли бы дать аэродинамическое потомство. Руки длинные, похожи на вёсла.
— Если бы у меня были крылья, я бы весь город разрушил! — мальчик рассказывает отцу. С подъёмом на вдохе, звонко. Отец слушает, глядя в журнал. Икар и Дедал. Хорошо, что у него нет крыльев. Ангелочек — ещё не заслужил. Указывает пальцем в журнал.
— Машиииина.
— Да. Называется Пе-жо.
— Жо-пэ.
— Пе-жо.
— Жо-пэ.
— Пе-жо. Отец с улыбкой.
— Жо-пэ, — смеётся ребёнок, — А это что?
— Шлагбаум.
— Шлангбаут.
— Шлагбаум.
— Шлангбаут.
У отца пальцы похожи на головастиков — ногти крупные и круглые, как лицо простака. А у сына не такие — вытянутые — в маму.
Площадь памятников. Памятник бомбе, полупроводникам, углероду. Сейчас проскрипим направо, на Грандахм-стрит. И если не выходить, то можно доехать до публичного дома, что напротив пожарной станции. Высокая старинная каланча устремлена вверх — символизирует — похожа на маяк. Так и хочется залезть.
— С ресницами у них тут пиздец какой-то, блять, нахуяривают их как хуй знает что. Вот такие! — Парень показывает растопыренные в разные стороны пальцы. Второй — толстенький — слушает, улыбается — сдержанно. Чуть неловко. Не знает, как держать себя. Лицо бледно, а ноздри красные, будто насморк или простуда. Говорит, шевеля ноздрями.
— Курить хочется. Если не курю — толстею.
О, какая же слабость в этой фразе. И тупость, и безысходность. А отчего я толстею? Если не бегаю? Или если обжираюсь? Не оттого ведь, что я не курю?
Женщина с очень грязными ногтями читает газету. Справа от текста нарисована красивая и умная лошадь. Все куда-то пялятся — в книги, в газеты, в телефоны. И только лошадь в газете женщины с грязными ногтями меня не разочаровывает. Какая же она красивая и умная! Вот так даже не знаешь человека, всего лишь видишь его где-то на картинке, но сразу понимаешь, что этот красивый человек ещё и очень умный. Пожалуй, нет, все-таки этот метод для лошадей. И для тех, кто по-своему немножко лошадь.
Какой-то пьяный склонился в углу. Пропитанная грязью человеческого тела камуфляжная майка, рваная чёрная куртка, непонятного цвета джинсы, давно чем-то облитые и высохшие тряпочные кроссовки. Сидит молча и время от времени вздыхает. Э-э-эх. Молчит, молчит, потом снова поднимает голову и ни с того ни с сего — э-э-эх. Русский? Как же их много. Насколько же им там плохо, что они едут сюда вот так.
О, как же я сразу не заметил — человек без пальцев. Сидит почти напротив меня. На две руки у него только один большой палец — на левой. Когда видишь таких людей, то всегда невольно и с болезненным чувством представляешь, как этот человек получил свое увечье. Был ли это опустившийся по ошибке или неисправности пресс? Или это сорвавшийся и сошедший с ума диск пилы? Может быть, это какая-нибудь кислота или бешеная собака? А может, его пытали в тёмном и сыром подвале, где по углам бегают мыши и с потолка на пол летят, разбиваясь, ржавые капли. И кто-то толстый, небритый и потный от своей работы, с ржавыми зубами от ржавой воды, смотрит с жаждой издевательства в глазах. Не могу смотреть.
Э-э-эх.
Остановка. Вошли двое. Молодой щёголь и огромный шарообразный человек. Это был один из тех крупных людей, которых можно узнать по одному пальцу. Вот увидишь где-нибудь на поручне такой одинокий палец… Одинокий палец. Бррр. Увидишь и сразу понимаешь, что его владелец очень большой. Он был очень большой. Всех больших людей, по-моему, объединяет какая-то общая черта характера — такая же большая и немного неповоротливая, как и они сами.
А щёголь встал рядом с сидением и смотрит как будто в телефон, а на самом деле на грудь девушки, которая сидит рядом. Я бы тоже посмотрел. Девушка с красными терракотовыми ногтями. Читает книжку. Отошёл к окну, поглядывает то в окно, то на девушку. А что это у неё в волосах? Кажется, пёрышко. Пёрышко от подушки. Восхитительно. Нет ничего милее, чем девушка с пёрышком от подушки в волосах — в трамвае. Да ещё с книгой. Женщина рядом с ней встала, собирается выходить. Никто не хочет присесть? Тогда я присяду. Щеголь как будто хотел. Что читаете? Аманда бежала рядом с высоким незнакомцем. Сколько же приключений в одной этой фразе. И бег, и незнакомец, да еще высокий, да ещё рядом. Должно быть, пышит. А у рыжего мужчины слева — газета. Что там? Активный образ жизни. Образ жизни. Каков он — образ вашей жизни? Бежит ли в вашем образе мальчик, смеясь, размахивая одной рукой и держа в другой нить воздушного змея?
Э-э-эх.
Девушка тоже выходит. Захлопнула книгу. Встала. Идёт. Пёрышко сорвалось и полетело — зигзагом. Снежно-белое. На пол. Кто-нибудь наступит. Щёголь проводил ее — грудь — взглядом. Снова спать хочется, солнце заливает немытые стёкла. Если долго сидеть с закрытыми глазами лицом к солнцу, то всё обесцвечивается, жизнь становится бледная, выгоревшая. Сморщенная, желтоватая женщина присела по правую руку. Тоже достает книгу. Лекарственные травы. Прикрыла рот рукой и закашляла. Содрогание её тела через скамейку передалось мне, и я почувствовал себя так, словно тоже болен — давно и безнадежно. И даже волшебные травы меня не спасут.
Э-э-эх.
— Шла сегодня за краном для душа, купила газету по дороге, а там купон со скидкой на мужские носки. Вырезала, в кошелёк положила, думаю, пригодится. Сестру встретила, муж у неё похудеть захотел, спортом занялся. Побежал в парк, ногу подвернул на камне, теперь лежит дома. Ещё больше потолстел, говорит. Ой, мне же надо Ане позвонить, спросить, каким порошком она одеяло стирала. Ладно, я тебе потом перезвоню. Женщина с лицом монашки. Говорит без умолку. Кран, одеяло, порошок, носки. Кажется, на неё напала лихорадка звонков — когда уже некуда звонить, но ты просто не можешь остановиться. Набираешь номер за номером в надежде сказать или услышать то, что нужно сказать или что всегда мечтал услышать, но всё не то. Кран, одеяло, порошок, носки.
Мужчина с зонтом. Никогда не умел складывать зонты. Всегда криво, всегда торчит что-то, застёжка не достаёт. Какой маленький зонт, зонтик. Наверное, механический, без всяких пружин. Сейчас приедет на работу, а ему скажут:
— Какой у тебя маленький зонт.
— Да, маленький. Но зато лёгкий. Дома у меня большой. Но тяжёлый. А здесь маленький, ну очень маленький. Но зато лёгкий. Дома у меня очень большой. Но дома. А здесь маленький — но зато здесь. Нет, ну дома-то у меня очень большой. Но тяжёлый. А здесь маленький, очень маленький. Но зато лёгкий.
— Послушай, ты сейчас про зонт?
— Про какой зонт?
Как часто в вагонах метро, в автобусах, в трамваях я встречаю известных футболистов и писателей. Несколько раз видел Пеле и Месси, Фицджеральда, один раз Достоевского. Уайльд, по-моему, следит за мной. До знакомства с Руби частенько встречал ещё порно-актрис. По старой памяти ещё и сейчас бывает. А например, хозяин нашей квартиры — вылитый Ги Де Мопассан, только без усов и бороды.
Остановка. Вошла женщина. Кофточка из шторы, беспомощный макияж сорокалетних женщин. Парень напротив сразу же уступил ей место, а она не стала садиться. Почему вы не сели? Почему не дали ему почувствовать себя мужчиной? Ну, как так можно? Посмотрите на его бицепс. И перстень. Он хочет чувствовать себя мужчиной.
За женщиной следом девушка с оранжевым шарфом и парень с оранжевым рюкзаком. У девушки разноцветные волосы, у парня дырка на коленке. Как будто вместе. Или нет? Нет, знакомые так не смотрят, не переводят взгляда при встрече. Потупились оба, как будто задумались. Думают о том, значит ли это цветовое совпадение что-нибудь? Он думает, как познакомиться с ней, а она думает, познакомится или нет, скорее нет — как всегда. И даже не знаешь, слишком ты хороша, чтобы с тобою знакомились, или же недостаточно. А если бы они познакомились? Начали бы вместе чему-нибудь поклоняться? Такие как они должны чему-то поклоняться. Служить. Познакомить их? Выдумать имена, подойти и представить друг другу. Знакомьтесь, это Леопольд. А это Джиорджина.
Есть люди, которые в молодости выглядят очень нежно, как лепестки цветка, но в старости увядают точно так же. Порой, эта разница пугает. А есть люди погрубее, которые никогда не выглядят очень молодо, но и с возрастом почти не меняются. Эти двое из таких — прочных.
Площадь стихов. На следующей выходить. Уступим вошедшим, свободных мест не нашедшим.
Я стоял около дверей трамвая, передо мной стоял мужчина — чуть ниже меня, в чёрной кожаной куртке. Он тоже собирался выходить, и вдруг я поймал себя на том, что думаю, куда его ударить: в спину, в шею, или в голову. Что он встал передо мной?! Ну, подумаешь, пусть стоит. Что мне? Откуда такая агрессия? Словно бы раскаявшись, стал его мысленно целовать. А потом и женщину рядом с ним, и другого мужчину — если бы не нужно было выходить, перецеловал бы весь трамвай.
А на выходе чуть не столкнулся с парнем, трепещущим над изысканным букетом. Слишком изысканным для трамвая. Дорогого стоило. Надеюсь, она тоже этого стоит.
Помню, я тоже покупал букет. И тоже купил слишком — слишком для похорон. Все смотрели и думали, что я иду к девушке, а я шёл на похороны. Стоял в церкви с букетом, вдыхал ладан, дым от потухшей свечки вился плёткой. И на мне была куртка-хамелеон, которая меняет цвет по вашему желанию. Моя была на восемь цветов. Ходишь белый или цветной, пока не запачкается. Потом переключаешь на чёрный или коричневый. А на похоронах переключатель заело, и костюм стал менять цвета без остановки. Все стояли понурые, кто-то смахивал слезу, кто-то крепился. Все в черном. И я — переливаюсь радугой. В самый подходящий момент.
Впереди меня шел парень с невероятно мясистыми ушами. Блин, парень, у тебя такие мясистые уши, — подумал я даже с некоторой завистью. Хотя мне совсем не нравятся мясистые уши. Просто они были ну очень мясистые. Вообще, уши можно разделить по степени мясистости. Бывают мясистые, как курага, а бывают совсем тонкие — восковые.
Над входом огромные часы. Над всеми вокзалами всегда висят часы. Структура подчинённости. Крыша полукругом уходит вдаль. Железная дорога, как молния-застёжка. И поезд скользит, как замочек. Расстегая будущее и застегая прошлое. На пятый путь прибывает поезд хркчшпчшк.
Пара человек встречающих. Одинокий мужчина и одинокая женщина. Мужчина весь в чёрном, женщина слушает телефон. Молча и терпеливо она слушает минуты две, потом не выдерживает и в накипающем гневе отчаяния:
— Гарри, говори без слов!
Кажется, у мужчины второй подбородок, издалека не разобрать. Второй подбородок бывает наеденный, а бывает от природы. Обычно прилагается к птичьему лицу. А носов, наверное, столько же, сколько национальностей. Встретились как-то нос-испанец и нос-итальянец. Лицом к лицу.
Поезд показался вдали, в дали, в дымке. Предвестник. Если бы у меня было чёрно-белое зрение, я бы насладился его приближением вдвойне. Поезда медленно стареют. Почти как люди. Кажется, что будет двигаться всё медленнее и медленнее, но никогда не остановится. Стрела, летящая в спину Ахиллесу, который тщится догнать черепаху.
Двери открылись и поезд выдохнул — людей.
Облака пара рассеивались, клубясь. Я вышел в облака, на перрон. Аромат сдобы, которую поспешно ел носильщик в двух шагах от меня, тянулся в воздухе ванильной лозой, и это был аромат свободы. Я обвёл взглядом пестро-серую толпу, спешащие чемоданы и поспешил со своим чемоданом к выходу. Сделав несколько шагов, я увидел Чари. Он стоял неподвижно и ровно, глядя на меня с легкой усмешкой, как бы чуть с высоты. С высоты, которую можно простить. Тёмные глаза его смотрели с едва уловимым прищуром, в узоре губ угадывалась линия латиноамериканского континента, одежда была незатейлива: серый балахон, чёрные штаны, красные, видавшие виды кроссовки. Незаурядность внутреннюю он как бы скрывал под заурядностью внешней. Не для того, чтобы что-то скрывать, а чтобы не досаждали. Во всём его виде, простом и прямом, при известной проницательности можно было угадать творческую волю. «Дорога там, где иду я». Если бы он был книгой, ему бы пошло такое заглавие.
Кажется, с последней нашей встречи у него появились залысины. Что вперёд, лысина или седина? — иногда я задаюсь этим вопросом. Что выбрать? У каждого из этих состояний свои преимущества. Лысина — гладкость. Это загадочное состояние гладкой головы, мне пока что неведомое. Седина — это всё-таки статус, что ни говорите, а седой человек повидал жизнь. Даже не знаю. Всё, пожалуйста.
Как там Руби, интересно? Занятно, что за весь этот год я никогда не скучал по ней так сильно, как сейчас, за, может быть, несколько часов до встречи. «До встречи», — когда-то прощались мы. И я отворачивался. Последним он вышел из вагона. На перроне никого уже не было — все разошлись. Огляделся по сторонам с привычным выражением — словно над головами. Как оглядываются в кино, выходя на переполненный вокзал. Кажется, не узнал меня, пошёл навстречу — и тут разглядел. Улыбка изменила его слегка вытянутое лицо, так что он стал похож на утёнка из старого мультика. Вскинул свободную от чемодана правую руку и помахал мне — словно нас разделяла толпа.
Чемодан?
Одет он был незатейливо. Ботиночки, брюки, не то кофта, не то жилет, — все ношеное уже не первый год. Но очень как-то всё шло одно к одному. Это у них с Руби в крови. Ростки древних корней. Их отец принадлежал к какому-то шотландскому клану. Когда у него не заладились дела на швейной фабрике (которую он построил в молодости ещё со своим отцом), он свалился в колодец. Специально или нет — неизвестно. Фабрику и дом пришлось продать, чтобы заплатить долги. Мать, никогда до этого не работавшая, устроилась поварихой. Иногда присылает нам с Руби вкусную еду. Денег не принимает — дарим подарки.
Вокзалы созданы для объятий — и мы не были оригинальны. Тэвери сдал чемодан в камеру хранения (оказывается, он решил переехать). Это в его стиле — просто приехать с чемоданом.
Мы вышли из здания вокзала, античный портик с четырьмя колоннами остался за нашей спиной. Освещённые солнцем мы спускались по ступеням лестницы, каждый шаг был легок и пружинист. Сбежав по лестнице, словно древнегреческие школьники, мы шли куда-то, ведомые внутренним чувством направления, как ходят слепые. Смотрели мы мало, видели ещё меньше, а если и видели, то совсем не то.
— Ну и как ты опишешь город?
— Пиздёж, пиздёж, пиздёж, пиздёж, пиздёж, пиздёж, пиздёж, пиздёж…
— Я понял.
— И это лишь малая часть пиздежа, с которым мы имеем тут дело. Люди тут так приспособлены к приёму и передаче информации, что это действует как маскировка. Такие глупые люди встречаются, просто немыслимо. Но пока не узнаешь человека поближе, не можешь его распознать. Говорит как все, и всё то же самое. И они здесь не могут молчать. Им обязательно нужно что-нибудь произносить — хоть что-нибудь, но произносить. Это даже не разговор, это — произношение.
— Страх молчания? Может быть, это не так уж и плохо, говорить ни о чём?
— Говорить ни о чём — это не плохо. Это даже некоторое искусство — говорить ни о чём. Но это совсем не то же самое, что пиздёж. Если над твоей головой сгущаются бесцельность, какая-то безысходность — ты стал участником пиздежа. Если в разговоре что-то развивается, проясняется или наоборот запутывается, погибает, то в процессе пиздежа, а кроме как процессом, это больше никак не назвать, в этом процессе — ничего не происходит. Это как чесотка. Чешешь, чешешь — а чешется только ещё больше. Здесь крайне редко можно встретить оригинальное мнение. Даже если они и говорят что-то своё, это всё равно всё подсмотренное, не их. В больших городах люди привыкают, что всё есть. Еда, мысли. В их головах столько всего много, что они всегда находят ответ, но не придумывают его. В некотором роде они даже отучаются думать.
— Может быть, это рационализм, зачем искать решение, если оно уже есть?
— Это не от здравого смысла. Это просто привычка. Рефлекс.
Крылатая, парящая над куполом чёрная статуя, казалось, хотела, подобно сапсану, спикировать на нас и задавить своей налившейся, возбуждённой грудью.
— Какая замечательная у неё грудь.
— Все-таки богиня победы. Победителям достаётся грудь.
С нежным напором ветер делал невидимый слепок с наших лиц, Чари поднял голову: шоколадная фигура плыла на фоне сливочного облака в такт с нашими шагами, а чёрный купол в золотом обрамлении — переспелая вишня в стекающем по ней меду.
— В большом городе ты чувствуешь течение, поток жизни, но не чувствуешь себя. Не чувствуешь себя собой. В маленьком всё наоборот. В маленьком городе нужно быть гораздо более чувствительным, чтобы почувствовать жизнь. Но себя там чувствуешь острее.
— И кругом одни возможности и перспективы. Тебя тут никогда не напечатают.
— Я тоже это чувствую. Меня и на работе все считают чуть ли не отсталым. А ещё тут все живут на грани между здоровьем и болезнью. Чувствую, что и я уже нахожусь на этой грани. Или даже за этой гранью, но просто всё ещё никак до конца не переступлю.
Электромобили жужжали и спешили, как электрические муравьи; из булочной в первом этаже старого дома, споткнувшись, выпорхнула старушка, но не упала; повеяло ванилью и топлёным сахаром; в дали улицы, на фоне туманных гор, как бы венчая город, возвышался визуальный натюрморт: купол Рёло, а на нём птичья клетка со шпилем.
— Как Руби?
— В целом — ничего. Мы можем пойти по набережной — через Харвен-Гейт, и к обеду прийти к ней на работу. Пообедаем вместе.
— Да, идем. Говорят, на Харвен сейчас можно подняться, на опору?
— Я не слышал о таком.
— Конечно, ты ведь живёшь здесь.
— Да, о таких вещах меня лучше не спрашивать.
Солнце, размытое тщедушным облаком, напоминало красотку под вуалью. Мы повернули вправо, к порту. Где краны гнут спины, а шум моторов в крапинку — с криками чаек. Изгибаясь, улица уходила вниз — мы чувствовали её кончиками пальцев ног, напротив, через дорогу от нас, зелёное и чешуйчатое здание-дракон, вспугнутое изгибом улицы, не отводило от нас взгляда, пока мы не сошли на набережную и не скрылись из виду. Чёрные лебеди-фонари склоняли над нами свои шеи, в утренний рабочий час спешили люди, но казалось, что никого и ничего нет: солёное дыхание, чёрная ограда, масляная вода.
— Я вас не сильно стесню?
— Совсем нет. Руби обрадуется. Какую работу думаешь искать?
— Какую найду. Попроще что-нибудь, чтобы можно было работать. Вероятно, больше чем на год я здесь не задержусь.
— Я тоже так думал. А как с девушками?
— Девушки… э-э-х, девушки. Надо их куда-то водить, кормить, веселить, заботиться... нет, нет, я не хочу сказать: а что я с этого получу? Я не столь меркантилен. Просто много мороки, времени, поэтому мне нужна особенная девушка, для которой главным аттракционом буду я сам. Мне нужна женщина, которая разбирается в мужчинах. А вообще, одной девушки мало, нужно хотя бы три.
— А как же девушкам? У тебя одного, значит, три девушки, а у трёх девушек только ты один?
— Почему же, пусть тоже будет три. У мужчин три жены, у женщин три мужа, живут все вместе. Какая отличная система получается! Представь, насколько больше будут получать дети от шести родителей, чем от двух.
— Так и детей больше будет. Все равно выделятся лидеры, кто-то будет обижен, начнутся конфликты. Двое ужиться не могут, а тут шестеро. Нестабильно.
— Это как посмотреть. Может быть, даже более стабильно. Пока мы ещё не доросли до этого, но в будущем всё возможно.
— Думаю, в будущем и простых браков не останется, не то что таких.
— А я думаю, всё это будет сосуществовать: и безбрачие, и гаремы.
— Здесь недалеко есть странный бар, называется «Клуб знакомств». Туда не пускают, если ты женат или пришёл с девушкой. Только для одиноких.
— Набит битком?
— Да, народу порядочно.
— И что, решает этот бар задачу о нахождении хорошей девушки?
— Задачу о нахождении хорошей девушки? Вычислить местоположение хорошей девушки с точностью до одного метра?
— И до одной молодости.
— При решении постоянно наталкиваешься на дискриминант и подмену переменных.
— Однажды я захотел познакомиться с девушкой в Макдаке. Она сидела с тетрадкой на столе и ручкой в руке, отвлечённо жевала обратный конец ручки, смотрела в окно, видя только мир своего воображения, и, определённо, мне стоило с ней познакомиться. Но она делала всё это в переполненном, гудящем, совершенно неуютном Макдоналдсе. Отсюда родилась задача об определении местонахождения и рода деятельности хорошей девушки методом исключения. Определённо, она не может писать нечто в Макдаке. Она не может быть бухгалтером или секретарём, она не может разговаривать без умолку…
— А что не так с бухгалтерами и секретарями? Вполне обычные профессии и хорошие девушки там тоже встречаются.
— Я не говорю работать, я говорю быть. Ни одна нормальная девушка не может в своих мечтах быть бухгалтером или секретарём, а девушек, которые не следуют своим мечтам, мы не рассматриваем.
— Но ненормальные в нашем списке?
— Конечно.
— А не думал про книгу? Книга про то, как парень искал хорошую девушку. Но постоянно что-то не то. Захотел поцеловать в волосы — перхоть. У другой некрасивые пальцы на ногах. У третьей — волосатая спина. Постоянно какие-то мелочи, которые раздражают невыносимо. Аж выть хочется. А название — «Шпалы».
— Ёмкое название. Есть мысли, где сейчас может быть хорошая девушка?
— В половине девятого? Едет на работу. Может быть, в театр?
— Может быть, но тогда сейчас на дворе должно быть начало двадцатого века. Не может же она ехать в нынешний театр.
— Тогда я предположу, что у неё свободный график, и сейчас она ещё даже спит.
— Нет, думаю, она проснулась. Всё-таки она не сильно засиживается по вечерам, поэтому она уже проснулась.
— Бегает она после полудня, не по утрам. Вечером ходит в бассейн.
— Сейчас она идёт в какую-нибудь кофейню или булочную выпить кофе и подумать о предстоящей после завтрака работе. Да, золотистые волосы её развеваются на прохладном утреннем ветру, легкие вдыхают пространство, свежий воздух идей наполняет мозг.
— В булочной она сядет за столиком в углу у окна.
— Солнечный свет косыми пологими лучами будет падать через стекло на стол, и её лицо будет то попадать на свет, излучая солнце, то снова исчезать в тени.
— На солнце она прищуривает один глаз, отчего её лицо становится слегка насмешливым.
Через дорогу от нас вывеской цвета кофе с молоком приглашала посетителей булочная Брамса. Через стёкла было видно, что внутри никого нет.
— Проверим?
— Конечно!
Под звон дверных колокольчиков мы вошли в булочную. Девушка за стойкой взглянула на нас — кокетливо — и поздоровалась. Мы ответили ей и в запахах хлебного уюта прошли к столику в углу, за которым никого не было. На подушке сиденья, у самого подоконника, лежал забытый эротический журнал.
Мы вошли в булочную: над ухом зазвенели колокольчики, запахло сахарной пудрой и карамелью, бархатное осеннее солнце прижималось к стеклу и как будто строило нам рожицу. Официантка поздоровалась и проводила нас женственным, женским взглядом. Мы прошли к пустому столику в углу у окна, на диване, вытянув ноги, лежала чёрная кошка, прищуренными глазами она взглянула на нас и не шевельнулась.
— Булочная на окраине, не в центре! Она не может жить в центре этого!